Культура народов кавказа

14 Января 2016

[Начало истории в прошлой статье]



Примерно 6000 лет назад территория современного Дагестана попадает в ареал Куро-араксской культуры. Предки современных народов Кавказа начинают заниматься земледелием и скотоводством. Это настоящий прорыв, революция в жизни людей! До этого жизнь среднего кавказца часто строилась по такому плану: ты бежишь с копьём за горным козлом, метаешь копье, убиваешь козла, в прыжке хватаешь его, и падешь в пропасть, где тебя размазывает по камням. Теперь жизнь стала гораздо спокойнее*. Теперь козлы в стойле и попадают на стол (вернее, на пол) к людям достаточно легко.

*Не считая никуда не исчезнувших эпидемий, голода, набегов, детской смертности, бесконечной работы с утра до вечера и смерти в 25 лет от воспалившегося зуба!

В это же время на территории Куро-араксской** культуры появляется протописьменность: глиняные сосуды с серией знаков. Это ещё не буквы и не слова, но скоро они ими станут.

Куро-араксская культура породила кавкасионнский тип европеоидной расы. Т. е. современных кавказцев. Хотя, есть и версии, что современные кавказцы появились тут до прихода Куро-араксской культуры.

Так или иначе, население Дагестана и прилегающих районов встречает 2 тысячелетие (4000 лет назад) с железными орудиями в руках. «Железный век» приходит в Дагестан. А спустя ещё почти два тысячелетия наступает эпоха Кавказской Албании.


Кавказская Албания возникает на рубеже 2 и 1 века до нашей эры. Хотя первые упоминания о албанах (не путать с албанцами!) встречаются ещё во время Александра Македонского - они сражались против него на стороне персов в 331 до н. э. в битве при Гавгамелах. Первоначально Албания лежит по южною сторону кавказского хребта, никак не соприкасаясь с территорией современного Дагестана. Но её население говорит на языках нахско-дагестанской языковой семьи, так что связь с будущим Дагестаном очевидна. Уже в начале нашей эры почти вся территория современных Азербайджана и Дагестана входят в состав Албании.


На самом деле, о Кавказской Албании известно не так уж и много. Письменных документов – единицы, и почти все они написаны иностранцами об албанах. Чтобы понять, насколько эти записи точны, спросите среднего американца, что он знает о русских. Запишите это, запечатайте на тысячу лет, а потом попытайтесь судить о России по этим записям. Вот примерно это и пытаются делать историки. Другого выбора у них нет.

Известно, что население Албании, по крайней мере, вначале – 26 племён, каждое - со своим языком. И с самого начала до самого конца Кавказской Албании у неё проблемы с, как бы сейчас сказали, «общеалбанской идентичностью». Албаны далеко не всегда понимали, зачем им всем быть в одном государстве, что порождало огромное количество проблем.

В 66-ом до н. э. году римский историограф Феофан Митиленский пишет об албанах:

«Албаны больше привержены к скотоводству и стоят ближе к кочевникам; однако они не дики и поэтому не очень воинственны. (…) Люди там отличаются красотой и высоким ростом, вместе с тем они простодушны и не мелочны. У них обычно нет в употреблении чеканной монеты, и, не зная чисел больше 100, они занимаются лишь меновой торговлей. И в отношении прочих жизненных вопросов они высказывают равнодушие. К вопросам войны, государственного устройства и земледелия они относятся беззаботно. Однако сражаются они как в пешем строю, так и верхом в полном и тяжёлом вооружении подобно армянам [то есть в пластинчатых доспехах, покрывающих всадников и коней].

До 461 года нашей эры Албания - относительно независимое государство. На него оказывают политическое (а так же экономическое и военное) влияние то Римская империя, то Персия, то Армения. В нём сталкиваются Христианство, Язычество и Зороастризм. В середине V века Албания становиться персидским марзпанством – подчинённой персидскому царю провинцией огромной Персии. Албания (как часть Персии) теряет контроль почти над всей территорией Дагестана, теперь там правят Хазары. Персидский правитель Хосров I строит современную Дербентскую крепость. Но даже это мощнейшее укрепление не всегда сдерживало волны захватчиков. В 626 году в персидскую Албанию в очередной раз прорываются хазары. С целью пограбить население Албании, разумеется. В защиту хазар следует отметить, что тогда все так делали, в том числе сами албаны. Так было принято: убивать ради наживы. Всё равно, что в магазин сходить.


В 630 году Албания получает независимость. Но, к сожалению для албанов, особого счастья это им не приносит. Оставшуюся часть века они проводят, пропуская через себя разорительные волны захватчиков. Причём, к весёлой компании последних присоединяется новая сила – Арабский Халифат. В 705 году Кавказская Албания прекращает своё существование, теперь это провинция Арабского Халифата. А Дагестан продолжает свою историю, теперь он - арена борьбы Хазарского Каганата и Халифата. Силы сторон тут примерно равны, а потому арабо-хазарские войны не утихают столетия. Так продолжается до IX века, пока и Халифат и Каганат не ослабели настолько, что в Дагестане выходит на сцену государство, способное им противостоять – Сарир…



**Что такое «Куро-араксская культура»?

Ну, с «Куро-араксская» всё просто. Она располагалась между реками Кура и Аракс. По крайней мере, когда её только нашли. А «культура» - это «археологическая культура», - термин означает некую общность людей, живших в доисторические времена примерно в одном месте, примерно в одно время. Это могли быть совершенно разные народы и племена, но они жили в этой области и занимались примерно одним и тем же, а поскольку данных о доисторическом периоде очень мало, всю эту кучу людей соединяют под одним названием, чтобы хоть как- то структурировать знания о прошлом.

Google+
ВКонтакте
Одноклассники